Методическая копилка

Аннотация: У большинства детей с ОВЗ  недостаточно сформирована речевая коммуникация,что создает барьеры в межличностном взаимодействии,  дети испытывают психологические трудности: стеснительность, робость, замкнутость, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения. Вот почему очень важно развивать коммуникативные умениями и навыками, которые  помогут ребенку  адаптироваться в социуме.  Одним из наиболее эффективных и доступных способов развития  коммуникативных навыков, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.   В своей работе использую игровые технологии  с целью  активизации психических процессов, диагностики, коррекции, развитии речемыслительной деятельности у детей. Технология «Сторителлинг» гармонично вписывается в работу педагога-психолога,  развивает  фантазию и речь, открывает возможность для развития коммуникативных навыков детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения, имеет  характер комплексного воздействия на ребенка, не только развивая коммуникативные навыки, но способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет дошкольнику быть активным, творческим участником образовательного процесса.   «Сторителлинг» – это современная педагогическая технология в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая позволяет в игровой форме развить все компоненты речи дошкольника, помогает ребёнку быть общительным,  правильно выражать  свои мысли и выстраивать логические цепи событий, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Эта уникальная  технология, использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории. Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.     На основе техники «Сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений.  «Кубики Историй» – это уникальная игра пособие жанра   storytelling, развивающая фантазию и речь. «Кубики историй»  хорошо зарекомендовали себя  в коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ,  с речевыми нарушениями. Правила игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).      Преимущество «Сторителлинг» – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».      Таким образом, техника  «Сторителлинг», которая лежит в основе игры «Кубики историй»,       открывает        уникальную        возможность для развития коммуникативных способностей детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.  А использование новой технологии позволило разнообразить образовательную деятельность с детьми, повысить интерес к речевому развитию, обогатить  устную речь и эмоционально-чувственный опыт дошкольников.

  • «Применение технологии «Синквейн» в коррекционной работе над развитием речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста».

Аннотация: На сегодняшний день очень важной задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста, что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.Технология «Синквейн» органично вписывается в логопедическую работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий слов, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет дошкольнику быть активным, творческим участником образовательного процесса.Инновационность данной технологии – позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания, выделять главное, обобщать, классифицировать. Работа по составлению синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, данную технологию можно  применять на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по обучению основам грамоты, по коррекции звукопроизношения и по развитию связной речи, для закрепления изученной лексической темы. Используя слова из синквейна, дети учатся составлять краткий рассказ. Цель технологии: развитие грамматически правильной речи. Задачи:Обогащать пассивный и активный словарный запас; Преодолевать аграмматизмы в речи; Научить составлять синквейны и рассказывать их; Развивать ассоциативное мышление и образную память; Совершенствовать навык использования в речи синонимов;Совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо. Слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических методик, занятий и обеспечивает её логическую завершенность.Могут быть использованы такие варианты работы как:  краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);  коррекция и совершенствование готового синквейна;  анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); составление синквейна для закрепления изученной лексики.Результативность данной работы: Дети владеют практическими навыками составления синквейна; Становится более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширяется и активизируется словарный запас; Закрепляются знания о вопросах частей речи и их обозначениях, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов; предлогов; Дети пытаются выражать свои мысли, подбирать нужные слова;Вырабатывается постепенно способность к анализу;Совершенствуется фразовая речь. Достоинством данной технологии можно считать её интегративность использование в разных видах совместной деятельности с детьми.